открытки с днем иконы богоматери троеручицы

admin

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Выбрана рубрика Троеручица.

fb big tw big vk big mm big
lj big gp big ok big

Икона Божией Матери, именуемая Троеручица.

Икона Божией Матери, именуемая Троеручица

Дни памяти: Июнь 28, Июль 12

61382608 ib3097
Икона Божией Матери »Троеручица»

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+ 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
[url=http://days.pravoslavie.ru/Life/life1414.htm]Источник[url]

57230578 tempetenoire122272251397 gros

fb big tw big vk big mm big
lj big gp big ok big

Икона Божией Матери «Троеручица».

Дневник

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

43352.p
Икона Божией Матери Троеручица

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

43353.p
Дамаск. Современный вид

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

43354.p
Святой преподобный Иоанн Дамаскин

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь. ». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.

fb big tw big vk big mm big
lj big gp big ok big

История иконы Божией Матери «Троеручица».

Дневник

Икона Божией Матери «Троеручица»

ic bogor troer
Празднование 28 июня / 11 июля, 12 июля / 25 июля

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора еретика Льва Исавра жгли найденные православные иконы, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника Православия, решил извести Иоанна Дамаскина.
Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им овладеть, в чем обещалась и всяческая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна,
желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе своего министра,
повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки.
Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды.
Вечером в тот же день блаженный, узнав, что утих гнев халифа, послал к нему своих друзей со следующими словами:
“Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и я не могу иметь отраду, доколе рука моя,
повешанная на позор, не будет мне отдана”.
Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием и отдал руку,
и Иоанн затворился в келье для молитвы.
После молитвы Иоанн заснул и в сонном видении увидел Богоматерь, которая сообщила, что рука его здорова.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву.
Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия,
и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин выразил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении:

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».

Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу.
Пристыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг.

Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление.
В благодарность за чудесное исцеление он сделал из серебра изображение кисти руки и приложил ее к иконе своей Заступницы. Отчего эта икона и получила в дальнейшем название Троеручицы.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение.
И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место.
С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители.
От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев:
турки признавались, что нередко видели таинственную Жену,
охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало списков с первоявленного образа,
также прославившихся чудотворениями.
В 1661 году 28 июня список с этой иконы был перенесен с Афона в Москву.
С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также и в иных местах.

Иконографически образ Божией Матери «Троеручица», принадлежит к типу «Путеводительница» («Одигитрия»).

Из книги «О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери» (Сост. Н. Дмитриева — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007

fb big tw big vk big mm big
lj big gp big ok big

Икона Божией Матери именуемая «Троеручица».

Дневник

Икона Божией Матери именуемая «Троеручица»

ib2530

Икона Божией Матери »Троеручица»

Эта святая икона есть памятник чудеснаго исцеления отсеченной руки св. Иоанна Дамаскина в царствование иконоборца Льва Исаврянина, в VIII веке. Св. Ианнъ, сильно защищавший письменно и устно почитание святых икон, за эту ревность оклеветан был Львом Исаврянином пред Дамасским князем (халифом), при котором св. Иоанн занимал важную гражданскую должность, будто бы он писал к императору Льву письма, враждебныя против Дамаска и его князя.
Не разследовав дела, князь приказал отсечь у оклеветаннаго руку, писавшую якобы к императору предательское письмо, и повесит всенародно на позорище, для устрашения других. Вечером в тот день блаженный, узнав, что гнев князя утих, послал к нему моление чрез друзей своих, говоря: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучить, и не могу я иметь ограды, доколе рука моя, повешенная на позор, не будет мне отдана». Князь склонился на просьбу страдальца и приказал отдать ему отсеченную руку.
Получив ее, Иоанн затворился в свою молитвенную клеть: падши пред св. иконою Богоматери с Богомладенцем, он приложил отсеченную мертвую руку к составу и со слезами, из глубины сердца молился об исцелении руки своей, на пользу верных и в прославление Бога. После молитвы Иоанн уснул и увидел в сонном видении Богоматерь, взирающую на него светлыми и милостивыми очами. «Вот, рука твоя здорова», сказала Она ему: «не скорби более и исполни то, что ты обещал Мне в своей молитве». Иоаннъ проснулся совершенно здоровым, с исцеленною рукою.
В благодарность за чудесное исцеление руки его помощию Богоматери и в память этого благодатнаго события св. Иоанн сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил его к иконе своей Заступницы, от чего эта икона и получила впоследствии название Троеручицы. Подлинная икона Троеручицы из Дамаска самим Иоанномъ была перенесена в лавру св. Саввы Освященнаго, куда Дамаскин переселился для подвигов благочестия: здесь она оставалась от половины VIII до XII века. В этом последнем веке она перенесена св. Саввою, архиепископом сербским, в Сербию, а отсюда на Афонъ.
Теперь она находится в Афонском монастыре Хиландаре (уста Львовы). Первоначально она была поставлена в алтаре соборнаго храма, где и стояла несколько лет. В начале XVII столетия монастырь Хиландарский лишился своего игумена; братия приступили к избранию новаго настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь сама прекратила несогласие братий.
В один день иноки Хиландарские, по обычаю, собрались к утреннему богослужению и увидали, что икона Троеручица стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковнослужителей, братия отнесли ее в алтарь; но на следующий день она опять появилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторилось еще несколько раз. В ночном видении одному святому затворнику Богоматерь объявила свою волю, чтобы братия не переносили Ея иконы с игуменскаго места. «Для устранения несогласий в избрании игумена в настоящее и на будущее время Она сама хочет занять это место своею иконою и управлять монастырем».
Воля Богоматери была исполнена: теперь икона Троеручица стоить над игуменским местом, в знак того, что Богоматерь своею святою иконою как бы управляет монастырем; и в монастыре Хиландарском нет игумена, а есть только проигумен, или игуменский наместник, заведующий монастырскими делами и занимающий в церкви второе место близ игуменскаго, над которым стоит икона Троеручица. Вид иконы чрезвычайно выразителен и даже строг. От нея обыкновенно иноки принимают благословение на все церковныя службы, как бы от присутствующаго игумена.
С Афона из Халандарскаго монастыря список образа Троеручицы привезен был в Москву в 1661 году 28 июня к патриарху Никону, который поставил эту икону в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме).
Точный чудотворный список иконы Троеручицы есть в Белобережской пустыни Орловской епархии (Брянскаго уезда), принесенный сюда основателем пустыни, иеpoмонaхом Симеоном.

Вторичное празднование иконе Троеручице бывает 12 июля по ст.ст. / 25 июля по н.ст.

ib1205

Икона Божией Матери Троеручица

ib2531

Икона Божией Матери »Троеручица»

ib2532

Икона Божией Матери »Троеручица»

ib2534

Икона Божией Матери »Троеручица»

ib3097

Икона Божией Матери «Троеручица»

ib298

Икона Божией Матери »Троеручица»

По мнению некоторых, русские иконописцы ошибочно изображают на иконе Троеручицы третью руку снизу, как будто принадлежащую самой Богоматери. Эта третья рука не имеет никакого отношения к изображаемому на иконе пречистому телу Божией Матери: третья рука должна считаться совершенно отдельною и как бы приложенною к образу. Но, кажется, иконописцы изображают согласно с древними описаниями иконы Троеручицы.

Источник

История появления иконы Богородицы «Троеручица»

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла.

Две версии возникновения образа Божией Матери

Bogomater Troeruchica 3441

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери. Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Существует две основные версии появления « Троеручицы ». Первая из них возводит это событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже.

Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна

Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова, яркого полемиста.

С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог.

Не поверить было сложно. П равитель веле л отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному.

Полезные материалы

Игуменья

Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители.

Особенности иконографии

Bogomater Troeruchica 2322

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.

Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом.

Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность.

Источник